Дорожная Безопасность в ДОУ
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольная организация, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Мы считаем, что соблюдение правил безопасного поведения в повседневной жизни должно стать осознанной необходимостью .
Правовая основа, регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
Федеральные законы и программы
Федеральный закон о безопасности дорожного движения от 10.12.1995 г. №196-ФЗ
Мы выбираем безопасность!
Основные направления, формы и методы профилактической деятельности по обеспечению дорожной безопасности в детском саду
Значительный пласт работы МБДОУ – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Профилактическая работа ведётся в следующих направлениях:
I. Наглядная агитация и специальная атрибутика
При изучении правил дорожного движения особенно важны принципы наглядности и доступности, которые традиционно применяются педагогами в работе с дошкольниками, когда последние должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать в группе, в коридорных рекреациях здания детского сада при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов, организовав так называемые «островки безопасности».
2.Детские уголки в групповых ячейках по БДД (наличие плакатов по тематике, дидактических игр, тренировочных моделей)
В каждой группе организованы уголки безопасности, посвящённые, в том числе правилам безопасности на дороге. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах определяет тематика занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
3. Модель учебно-тренировочного перекрестка . Учебно-тренировочная модель улицы и перекрестка, с нанесенной разметкой, имитирующей участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода. Предназначена для проведения занятий по изучению правил дорожного движения среди воспитанников дошкольного учреждения, для создания ситуативных задач по безопасности дорожного движения и проведения тематических мероприятий во внеурочное время.
II. Пополнение материально-технической базы
1.Наличие литературы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и дидактического материала по ПДД
В комнате безопасности детского сада и в групповых ячейках собран обширный дидактический и литературный материал. Это книги и картины по теме, схемы, иллюстрирующие ситуации на дороге, сигнальные карточки, транспортные игрушки, дорожные знаки.
2. Игровые костюмы по тематике дорожного движения В детском саду в наличии имеются жилетки и головной убор инспектора ГИБДД, жезл регулировщика, изображения дорожных знаков и др. для организации подвижных игр по ПДД для детей, для тематических уголков по правилам движения, костюмированных музыкальных развлечений и спортивных праздников .
III. Образовательная деятельность с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Воспитывая дошкольников, педагоги применяют такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особое внимание уделяется изучению правил дорожного движения, как в результате организации специальных занятий, так и в свободной детской деятельности.
Взаимодействие с родителями — самыми главными социальными партнёрами
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников нужно строить работу таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом — знакомство с публикациями из местной и центральной прессы, в третьем — коллективные собрания и т.п.
Информация по дорожной безопасности в Уголках для родителей в раздевальных помещениях групповых ячеек всех возрастных групп представлена в виде информации в специальных «карманах» из прозрачного материала, удобных для размещения и периодического обновления материалов по соблюдению правил дорожного движения, а также в виде размещения различной информации на сайте ДОУ и странице детского сада в Контакте. https://vk.com/public217248186
Зачем нужны светоотражатели на одежде?
Носить на одежде светоотражающие элементы — это необходимость нынешнего времени, ведь транспорта на дорогах стало во много раз больше, а заметить в темное время суток пешехода на дороге водителю практически невозможно.
Многие водители сталкивались с ситуацией, когда на тёмной дороге люди появляются из «ниоткуда». Даже если ехать очень аккуратно, не превышая разрешённую скорость, можно причинить вред человеку, ведь машина и на скорости 20 км/ч остаётся железом.
Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека.
Советы по применению световозвращателей
Старайтесь покупать верхнюю одежду со светоотражающими элементами. Сапоги, шапочка, куртка, комбинезон, — желательно, чтобы «полоски» или пластиковые вставки были на каждом предмете верхней одежды. Если таких «тесемочек» на одежде нет, то можно наклеить с помощью утюга аппликации, изготовленные из специального световозвращающего материала. Преимущество такого способа — их невозможно снять или потерять.
Световозвращатели бывают съемными, несъемными и свободно висящими. Прикреплять этот аксессуар можно по-разному: на застежку молнии, привязывать шнурком к ремню, или прикалывать булавкой к куртке. В идеале съемные и несъемные светоотражатели надо сочетать. Полоски на одежде — это несъемные светоотражатели. Дополним их подвесками на шнурочках, или наденем на запястье малыша браслет на липучке или самозастегивающийся браслет на пружинке, наклейки.
По утверждению специалистов, самое подходящее место, где стоит разместить световозвращатель – это грудь и бёдра, но чаще люди предпочитают прикреплять световозвращатели на кисти рук, свои портфели или сумочки. Самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится как минимум 4 световозвращателя.
Световозвращателей много не бывает: чем больше их на ребенке, тем лучше. Зачем так много? Потому что аварийно-опасными участками являются перекрестки, двухстороннее размещение световозвращателя делает вас заметным для водителей, движущихся в ту и другую стороны.
Светоотражатели можно прикреплять также на различные транспортные средства — коляски, санки, велосипеды и скейтборды. Здесь действует то же правило, что и при «экипировке» световозвращающими элементами одежды: аксессуар должен быть виден со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности — бока и «спинку» санок, раму и багажник велосипеда. Ролики тоже надо снабдить «светляками», наклеив полоски на полозья.
ВОДИТЕЛЬ ЗАМЕЧАЕТ РЕБЕНКА СО СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛЕМ НА ОДЕЖДЕ ИЛИ РЮКЗАЧКЕ
СО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕГО РАССТОЯНИЯ (ДО 400 М.!),
ЧЕМ ПЕШЕХОДА БЕЗ НЕГО. А ЗНАЧИТ, ВЫШЕ ШАНСЫ, ЧТО ТРАГЕДИИ НЕ СЛУЧИТСЯ!
Ассортимент световозвращателей:
- Световозвращающие подвески.
Как правило, такие подвески изготавливаются из специального световозвращающего материала, скрепленного между собой таким образом, чтобы обе стороны изделия были световозвращающими. Световозвращающие подвески очень удобно прикреплять к сумке или рюкзаку. Световозвращающие подвески бывают из твердого пластика, мягкого пластика, текстильные (например, в виде симпатичной мягкой игрушки из световозвращающего материала).
- Браслеты.
Это очень распространенный аксессуар в Европе. Особенно его любят использовать велосипедисты и спортсмены. Благодаря гибкой основе, световозвращающий браслет можно полностью выпрямить, и легким ударом зафиксировать на руке или на ноге, обеспечив необходимый вам размер.
- Световозвращающие наклейки и шевроны на одежду.
Этот вид светоотражателей не так распространен в России, хотя они очень удобны. Такие световозвращатели можно наклеить на зимнюю одежду, сумку, рюкзак. Единственный недостаток – срок ношения таких световозвращателей не очень велик (до первой стирки).
- Световозвращающие термоаппликации Бликеры.
Это световозвращатели также предназначены для нанесения на одежду (и любые текстильные материалы). Бликеры прочно сцепляются практически со всеми видами тканей и отлично переносят стирку (до 50 циклов). Такие световозвращатели с удовольствием используют и дети, и молодежь, и взрослые, и даже бабушки и дедушки.
- Световозвращающие ленты.
Световозвращающая лента может защитить вашего ребёнка от случайностей на дороге!
Российский и международный опыт показывает, что в результате применения световозвращающих приспособлений количество пешеходов, пострадавших в ДТП в условиях недостаточной видимости, снижается в 6-8 раз
«Фликер –
это моя безопасность!»